Верховина - 3 Так мы назвали новый мопед, выпуск которого начался в нынешнем году на нашем львовском мотозаводе. «Верховина-3» (MП-048) отличается от предшественников (МП-043 и МП-046) прежде всего более современным внешним видом. У нее колеса меньшего диаметра и изменены формы деталей, определяющих силуэт машины. Надеемся, понравится владельцам более удобная посадка водителя, позволяющая без утомления проехать большое расстояние. Рама открытого (хребтового) типа, составляющая основу машины, сварена из стальных труб прямоугольного сечения размером 40X28 мм с толщиной стенки 2 мм. Это позволило увеличить ее прочность и снизить вес. Для повышения плавности хода и устойчивости мопеда значительно изменены передняя и задняя вилки. Толчки, возникающие при наезде переднего колеса на препятствие, воспринимаются предварительно поджатыми на 30 мм пружинами. Они расположены внутри перьев телескопической вилки. Чтобы при ходе отбоя ее штоки не ударялись о направляющие, между ними установлена специальная пружина. На нижних концах штоков закреплены съемные наконечники. В них вставляется ось переднего колеса. Конструкция этого узла исключает перекос перьев вилки, а стало быть, и ее штоков при затяжке оси. Задняя вилка крепится к раме двумя болтами и специальными резьбовыми втулками, Такая конструкция, во-первых, обеспечивает беззазорное соединение деталей, а во-вторых, при качаниях вилки уменьшает износ (по сравнению с гладки. ми втулками) трущихся поверхностей благодаря большей их площади. Чтобы этот узел работал нормально, достаточно раз в сезон смазать его солидолом. Задняя вилка подрессорена двумя телескопическими пружинными амортизаторами. С вилкой и рамой они соединяются через армированные резиновые втулки . Колодки тормозов обоих колес — формованные из фрикционного материала. На концах самих колодок установлены защитные упоры, по которым скользит ку-лачок. По мере износа колодок в упоры вставляют компенсирующие шайбы, чем обеспечивается необходимый зазор между колодками и барабаном. Таким образом удается использовать всю толщину материала на рабочей поверхности ко-лодок и не заменять их на протяжении пробега в 15 — 20 тысяч километров. Изменено в новом мопеде и крепление топливного бака. Если раньше к нему для этой цели приваривались кронштейны, то теперь бак крепится за бурт, образованный при сварке его половин и закрытый полиэтиленовым кантом. Сзади бурт входит в кронштейны рамы, а спереди прижимается накладкой. Так удалось исключить появление при эксплуатации мопеда трещин в местах сварки кронштейнов. Как и предыдущие наши модели, «Верховина-3» снабжена двигателем Ш-51К производства Ковровского механического завода. Однако в нем вместо магнено МГ-102 применен генератор Г-420 с выносным высоковольтным трансформатором (катушкой зажигания) Б-300, расположенным в правом ящике. Это значительно по-высило надежность работы системы зажигания, поскольку катушка теперь не подвергается нагреву от двигателя. Новый мопед прошел самые серьезные испытания. Так, две машины, участвовавшие в первенстве заводской марки в сентябре прошлого года (см. «За рулем», 1969, № 2), закончили дистанцию на труднейших дорогах практически без дефектов. Весной этого года шесть серийных мопедов «Верховина-3» совершили пробег из Львова в Ульяновск, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Машины успешно прошли маршрут протяженностью 5310 километров без каких бы то ни было поломок. Все это позволяет надеяться, что наши машины завоюют добрую репутацию у будущих владельцев. Б. ДОЛГИН, главный конструктор мотозаводв; М. ЛЕОНОВ, инженер г. Львов
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Габаритные размеры, мм
длина 1770
ширина 680
высота 980
База, мм 1120-1170
Вес (сухой), не более, кг 51
Максимальная скорость, не менее, км/час 50
Двигатель Рабочий объем, см3 49,8
Максимальная мощность, л. с. 2,0
Число передач 2
Объем топливного бака, не менее, л 5,0
Контрольный расход топлива на 100 км пути при скорости 30 км/час, л 2л
Исаев М.С.